Временная аренда сотрудников, или аутстаф - распространенное явление в IT. Аутстаффинг предполагает, что студия подрядчик не ведет полный цикл разработки программного обеспечения, а лишь предоставляет услуги конкретных специалистов - программистов, дизайнеров, менеджеров. Постановка задач, тайминг, распределение ролей в команде остаются за клиентом.
В этой статье мы расскажем, почему аутстаф - выгодный вариант сотрудничества как для заказчика, так и для исполнителя.
Кому подойдет аутстаффинг персонала
-
Компаниям с собственными IT-ресурсами в штате.
-
Заказчикам, желающим сэкономить.
-
Командам, которым нужна помощь узкого специалиста.
-
Компаниям, желающим сосредоточиться на своих основных бизнес-процессах.
Даже если у вас есть своя команда из программистов и проектных менеджеров, вам может понадобиться дополнительный персонал. Например, для быстрого масштабирования проекта или по причине временного ухода основного сотрудника. Воспользоваться услугами аутстафа проще, чем искать и оформлять новых сотрудников в штат.
При найме работников со стороны фирме не нужно думать о налоговых отчислениях и других сопутствующих расходах. Оплата производится за конкретные часы, затраченные временным сотрудником на выполнение проекта. Еще один плюс арендного подхода - возможность продолжать работать по упрощенной налоговой системе, официально не превышая допустимое количество персонала в штате.
Искать на открытом рынке опытного программиста на Ruby или другом не самом распространенном языке - долго и дорого. Такого сотрудника легче нанять через аутстаф.
Крупным структурам, не специализирующимся на IT, порой невыгодно содержать целые отделы разработки. В этом случае менеджмент фирмы оптимизирует ресурсы, акцентируясь на главном, а второстепенные задачи отдает подрядчикам.
В то же время аутстаффинг персонала не подойдет заказчикам, неготовым выделять управленческие ресурсы для ведения проекта. Такой тип сотрудничества предполагает высокую вовлеченность компании в ход разработки.
Преимущества аутстаффинга
Временный наем обладает рядом плюсов для заказчика.
-
Повышение гибкости бизнес-процессов.
-
Гарантированное соблюдение сроков.
-
Снижение рисков.
-
Экономия ресурсов для развития и инвестиций.
-
Погруженность работников.
Арендуя персонал, в любой момент можно расширить или сократить работу над проектом. Сотрудники не будут сидеть без дела в период затишья или перерабатывать при увеличении объема задач.
Если часть IT-команды отсутствует по причине болезни или отпусков, аутстаф закроет “пробелы” и поможет не нарушить производственный план. При разработке digital продуктов срыв сроков работ особенно нежелателен, потому что менеджмент проекта в этом случае строится по системе Scrum. Сдвиг по времени одной задачи прямо влияет на таймлайн других работ.
Заказывая разработку на аутсорс, компания не контролирует каждый этап создания ПО. При аутстафе клиент видит все картину целиком и максимально влияет на ход работ.
Затраты на услуги HR-агентов, дополнительные налоги при найме работников в штат - это средства, которым бизнес может найти более эффективное применение. Прибегая к аутстаффингу сотрудников, компания может сэкономить несколько сотен тысяч рублей в год.
Программисты и дизайнеры в IT-компании, как правило, заняты параллельно несколькими проектами. Специалист на аутстафе занимается исключительно задачами нанимателя. Он вникает в текущие проблемы и готов отвечать на все вопросы по разработке.
Процесс аутстаффинга
-
Обработка заявки.
-
Подбор сотрудников.
-
Утверждение кандидатов.
-
Работа над проектом.
Заказчик предоставляет краткие сведения о своем проекте. Студия подрядчик проводит консультацию по поводу планирования задач, рассчитывает требуемую рабочую силу.
Представители заказчика и исполнителя подписывают согласованный договор. Компания аутстаффер находит свободных специалистов нужного уровня для разработки требуемого программного обеспечения.
Клиент подтверждает подбор персонала, вводит новых сотрудников в курс дела.
Программисты, дизайнеры и менеджеры выполняют поставленные задачи. Заказчик оплачивает услуги исходя из отработанных человеко-часов и оговоренных ставок.
Аутстаффинг и аутсорс - в чем разница?
Под аутсорсом обычно подразумевают исполнение проекта “под ключ” - от написания технического задания до поддержки продукта после выпуска. При таком формате работы задачи формируются и распределяются на стороне исполнителя. Клиент лишь принимает результаты.
Благодаря аутсорсу онлайн-ретейлерам, образовательным организациям и другим некрупным компаниям не нужно создавать IT-отделы внутри своей структуры. Они могут получить собственное приложение или программу, переложив всю головную боль по организации разработки на студию-подрядчика.
При аутсорсе цена конечного продукта определяется заранее, до подписания договора. Это служит своеобразной страховкой от переплаты в случае доработок и глобальных переделок в ходе проекта.
Аутстаффинг IT-персонала предполагает, что сотрудники фирмы аутстаффера полностью переходят в распоряжение заказчика. Менеджер со стороны клиента получает фактически полный контроль над разработкой. Бюджет, сроки реализации и другие параметры проекта становятся для него максимально прозрачными.
Выбрав аутстаф, заказчик платит за время, потраченное на выполнение конкретных задач. Учет рабочих часов ведется в таск-трекерах или CRM системах.
К аутстафу, как правило, прибегают крупные компании, у которых есть внутренние ресурсы для управления временным персоналом.
Чем аутстаффинг работников полезен для IT-компании?
-
Сокращение финансовых рисков.
-
Возможность поучаствовать в крупных проектах.
-
Четкое планирование загрузки сотрудников.
-
Разделение ответственности с заказчиком.
-
Разнообразие проектов.
Заранее рассчитанная цена разработки ПО с большой вероятностью окажется ошибочной. Несовпадение с реальными цифрами на 5-10% считается нормальным. Но бывают и более серьезные разрывы, которые могут сделать работу исполнителя невыгодной в целом. В аутстафе такой сценарий исключен. Подрядчик получает плату за все отработанные сотрудниками часы.
Банки, ведущие промышленные предприятия и другие “жирные” клиенты предпочитают аутстаф. Студия, предоставляющая таким компаниям услуги своих специалистов, может получить полезные связи и подтвержденный опыт работы с топовыми игроками рынка.
Если в текущий момент у фирмы недостаточно внутренних проектов, персонал будет простаивать. Аутстаф решает эту проблему, обеспечивая полную занятость работников “на стороне”.
При внешнем найме существенную часть работ клиент берет на себя - в том числе бюрократию и рутинные организационные задачи. На подрядчике в основном остается написание кода и тестирование программы.
Использование аутстаффинга позволяет поработать с множеством организаций, у каждой из которых есть свои, интересные и нетривиальные задачи.
Каких специалистов можно нанять по аутстафу
IT - крайне гибкая сфера. В ней большинство работ можно выполнить силами временных сотрудников. Чаще всего компании предоставляют на аутстаф:
- frontend и backend разработчиков на Java, Python, PHP и других языках программирования;
- iOS и Android программистов;
- дизайнеров интерфейсов;
- seo-оптимизаторов;
- маркетологов, аналитиков;
- проектных менеджеров.
При найме специалиста клиент проводит с ним собеседование, чтобы убедиться, что его опыта достаточно для реализации планируемых задач.
Заключение
Технология аутстаффинга персонала в России только набирает обороты. Этому способствуют переход все большего количества компаний на удаленный режим работы и общая тенденция к сокращению издержек.
Аутстаф практикуют не только крупные структуры, но и небольшие фирмы. Главные преимущества такого типа сотрудничества - гибкость, экономичность и предсказуемость. Минусы у аутстафа фактически отсутствуют.
Временный наем полезен и IT-компаниям “арендодателям”. Он помогает планировать загрузку работников и дает возможность сотрудничества со значимыми клиентами.