Создание игры с нуля занимает, как правило, не менее года. В проекте задействуются десятки специалистов и множество инструментов разработки. Собрать воедино все элементы, чтобы запустить работающий механизм геймдева - задача непростая, но выполнимая. Условно можно выделить следующие стадии разработки игры.
Подготовка
На этом шаге фиксируются основные положения будущего проекта:
- жанр - экшн, детектив, РПГ и пр.;
- сеттинг - это может быть фэнтезийный, фантастический, военный, казуальный, стимпанковый или любой другой антураж;
- доступные платформы - мобильные, ПК, браузеры;
- способы монетизации - подписки, продажа рекламы, внутриигровая торговля.
Без четкого и однозначного понимания этих “прописных истин” всеми участниками разработки, на дальнейших этапах создания игры у команды могут возникнуть серьезные проблемы.
Изучение целевой аудитории, конкурентов. Формирование “уникального торгового предложения”. Игра, прежде всего, коммерческий продукт. Маркетинговое понятие УТП применимо к ней на 100%. Важно понимать, как игра будет “цеплять” геймеров, вокруг какой идеи будет формироваться игровое сообщество, чем проект отличается от ему подобных.
Основной ресурс, требуемый для создания качественной игры - это люди. Команде разработчиков не обойтись без следующих специалистов:
- проектный менеджер или продюсер - ответственный за формирование идеи, подбор команды, привлечение и распределение финансов;
- геймдизайнер - разрабатывает сценарий игры, пишет гейм док и технические задания для специалистов, участвует в левел-дизайне, распределяет задачи и контролирует сроки их исполнения.
- разработчики - профи конкретных движков и языков программирования;
- дизайнеры - создают персонажей, детали окружения, интерфейс игры;
- тестировщики - проводят автоматические или ручные тесты программного кода и геймплея;
- маркетологи - разрабатывают и реализуют стратегию продвижения.
Продюсером чаще всего выступает представитель заказчика. Он - идеолог проекта, осуществляющий общий контроль над ходом разработки. Геймдизайнер - сотрудник студии-разработчика, отвечающий непосредственно за все внутренние процессы.
В документе отражаются как общие понятия - название проекта, жанр, доступные языки, ЦА, так и более конкретные вещи - вплоть до планируемой нагрузки игровых серверов.
Общий документ позволяет координировать действия команды. Например, если в паспорте прописаны все устройства, под которые ведется разработка - маркетолог будет знать, как настраивать рекламный таргетинг. Дизайнеру будет понятно, под какие разрешения адаптировать интерфейс.
В паспорте фиксируются уровни доступов пользователей - какие функции открываются сразу, а какие - в процессе геймплея. Полностью прописываются игровые сценарии. Это важнейший пункт для всех специалистов - от разработчиков до пиарщиков.
Без этого пункта невозможно объяснить инвестору, как вы планируете возвращать вложенные деньги. Для составления финансового плана необходимо точно прописать модель монетизации и заложенные расходы на разработку компьютерной игры или мобильного приложения.
Концепция, игровой мир
Игр в жанре фэнтези - бесконечное множество. Но в каждой есть своя особенность, которая отличает ее от похожих проектов. Поэтому именно концепция - игровая механика, окружающий мир (ЛОР), персонажи, их история - это ключевой момент разработки.
Внешний вид героев должен соответствовать ожиданиям целевой аудитории, а сложность прохождения уровней - опыту предполагаемых игроков. Геймдизайнеру стоит советоваться с коллегами или проводить тесты на фокус-группах, чтобы личное видение проекта не шло вразрез с представлением потенциальных пользователей.
Важна также логика использования предметов в игре. Одним из основных документов проекта является крата игровой активности. Это визуализация обращения игровых объектов, способов монетизации, путей распространения информации. Каждое ружье или магический кристалл должны иметь определенный уровень ценности, чтобы у игрока была мотивация добывать их в процессе геймплея или покупать за реальные деньги.
Понимание концепции игры необходимо маркетологу, чтобы он мог правильно выстроить PR-стратегию, эффективно настроить рекламные кампании
Инструменты разработки
Сейчас большинство игр делается на готовых движках. Самые распространенные - Unity и Unreal Engine. Они основаны на языках программирования C# и С++. В движках есть готовые модули - например, для хранения данных, наложения текстур, проведения онлайн-транзакций платежей.
Выбор движка зависит от требуемых параметров графики, сложности физики игры, требуемых функций.
Конечный продукт собирается из представленных модулей посредством языков программирования.
Современные проекты часто добавляют в геймплей элементы AR или технологии блокчейн, NFT. Это требует отдельных трат и специальных навыков программирования.
IT-продукты чаще всего создаются по системам Scrum и Agile, которые подразумевают короткие итерации разработки с демонстрацией достигнутого результата. Для постановки и отслеживания задач в рамках системы используются CRM программы и таск-трекеры.
Дизайн
Даже если игра предусмотрена в 3D графике, изначальные прототипы персонажей и игровых объектов отрисовываются в 2D. В первую очередь прорабатываются цвета и общий стиль. Желательно, чтобы у художника были визуальные референсы, на которые можно опираться во время работы.
3D модели рисуются в программах 3Ds MAX, Maya или Zbrush. Сначала создается high poly модель с большим количеством полигонов и высокой детализацией. Ее можно использовать в промоматериалах или синиматиках. В самой игре, скорее всего, будет применена оптимизированная low poly модель - чтобы не перегружать процессор сложной графикой.
Звуковое сопровождение
Стандартные звуки вроде удара меча или шума автомобильного двигателя разработчики, как правило, берут из готовых библиотек. Для озвучки персонажей нанимают актеров. Гонорар популярных дикторов может составить заметную часть бюджета. Запись обязательно должна вестись в профессиональной студии, иначе звук покажется “халтурным”.
Часто для игры пишется специальный музыкальный саундтрек или покупаются готовые композиции.
Тестирование
Ответственный этап разработки, на котором нельзя допускать ошибок. Серьезные неотловленные баги негативно сказываются на пользовательском опыте и, как следствие, репутации игры.
К сожалению, даже в крупных, серьезных проектах на этапе релиза могут остатья не замеченные разработчиками и тестировщиками ошибки.
Тестирование может занять несколько месяцев. На исправление найденных недочетов также уходит время. Эти нюансы стоит учитывать еще на этапе планирования.
Маркетинг
Работа по продвижению игры начинается минимум за месяц до планируемой даты официального релиза. Маркетинговые материалы необходимого подготовить еще раньше.
В минимальный пакет для продвижения входит:
- продуманная, красиво упакованная страница проекта на торговой площадке - Steam, AppStore, Play Market, Epic Store и других, в зависимости от особенностей вашего продукта;
- регулярно обновляемые страницы игры в социальных сетях;
- маркетинг-кит - набор визуальных промо-материалов, пресс релизы для СМИ и лидеров мнений;
- визуалы для контекстной и таргетинговой рекламы.
Конечно, для успешного продвижения необходим план - лучше всего в виде диаграммы Ганта. На практике детали этого плана могут меняться - это нормально и даже неизбежно.
Мобильным проектам также понадобится ASO (App Store Optimization) - продвижение в магазинах приложений. Во многом оно схоже с SEO - классическим продвижением сайтов в поисковиках. Главная цель ASO - вывести приложение в ТОП внутреннего поиска по нужным ключевым словам.
Еще один важный момент в маркетинге игр - четкая постановка целей. Перед началом продвижения нужно определить четкие и достижимые метрики, по которым будет оцениваться работа специалиста.
Релиз
Игра все еще в стадии разработки. Производятся мелкие правки, оптимизация под различные платформы, финальное тестирование серверов. Далее - выкладка готового продукта на площадки.
Самый ответственный момент для всей команды. Программистам необходимо следить за стабильностью работы приложения и сетевой инфраструктуры. Маркетологам - за первой реакцией пользователей. В первые дни и недели станут понятны приблизительные финансовые показатели и их отличие от запланированных. Если разрыв идет в худшую сторону - с этим можно работать, дорабатывая техническую сторону игры и корректируя маркетинговую стратегию на основе собранной статистики и отзывов пользователей.
Пострелизное сопровождение
Последний этап заключается преимущественно в технической поддержке продукта и выпуске патчей. Сюда же иногда относят выпуск DLC - отдельных дополнений к основной игре.
От того, насколько быстро и четко решаются возможные проблемы пользователей, зависит их лояльность к игре. Чем лучше геймерское сообщество относится к разработчику - тем больше денег оно приносит. Просто выпустить игру и забыть о ней, увы, не получится.
Заключение
Создание игры - это пошаговый процесс, в котором важное место занимают планирование и формирование слаженной команды. От идеи до пострелизного обслуживания заказчик вместе с исполнителем работает над проектом, который в полной мере будет отвечать запросам целевой аудитории. Все стадии разработки игр равно важны, пренебрегать ни одной из них нельзя.
Основные документы при создании игры - это паспорт проекта, гейм доки, карта игровой активности, маркетинг-кит продукта.